Тема: Нарды в XXI веке...
О нардах в интернете написано и рассказано так много, что даже кратко объяснять, что это такое не имеет смысла. Однако, нарды игра столь многогранна и глубока, что всегда найдется что-то, что изучено и описано не очень много и соответственно всегда есть о чем еще поговорить в связи с этой древней игрой.
История нард насчитывает по мнению большинства исследователей более 16 веков. А некоторые элементы этой игры, ее прообразы уходь вглубь истории аж на 50 веков.
А игра, несмотря на это практически не претерпела серьезных, качественных изменений. Что говорит о гениальности ее изобретателя и глубокой мудрости, заложенной в игру.
Тем не менее, на дворе 21 век. Технологии совершенствуются с головокружительной скоростью. Прогресс стремительно врывается в нашу жизнь, в т.ч. на бытовом уровне. Например, - сейчас уже размышления аналитиков, что в ближайшее время бытовая техника будет привязана к интернету и иметь собственное программное обеспечение – никого не удивляет. То, что скоро тостеры будут иметь блок WiFi никому не кажется смешной шуткой.
А что в этом плане с нардами?
При этом надо понимать, что речь все время будет идти о спортивной стороне нард. Т.е. об игре не только для развлечения, но и для соревнования – кто лучше. Именно под этим углом зрения и следует читать этот текст, в т.ч. и далее.
В 20 веке мы отметили несколько важных событий:
- вместо деревянной доски появилась доска электронная;
- вместо зар стали применять генераторы случайных (или псевдослучайных) чисел.
- аналоговые часы заменили электронным секундомером;
- появилась возможность записывать, воспроизводить и анализировать игру.
Все это привело к тому, что в нарды стало играть гораздо больше людей. Т.е. прогресс налицо. Однако все не так оказалось просто. Прогресс сопровождался и негативными последствиями.
Первая неприятность заключалась в том, что в интернете потерялась идентификация партнера по игре. Использование ников в значительной степени обезличило партнера по игре. Со всеми вытекающими последствиями, на которых останавливаться не будем, ввиду того, что это не самое страшное из того, что принесли с собой интернет-нарды. Здесь еще пожалуй можно выделить и то, что в он-лайн турнирах нельзя быть уверенным с кем именно ты соревнуешься.
Конечно, определенные усилия по устранению этого недостатка нардовые сайты предпринимают. В частности при необходимости фиксируются IP адреса, индивидуальные характеристики компьютера и т.д. Но это полумеры.
Во-первых, за компьютером с нужным IP адресом может сидеть совсем иной игрок, чем Вы думаете и проверить это никак невозможно. Т.е. для статусных и очень важных соревнований эта мера ничего не дает.
Во-вторых, многие игроки пользуются не только стационарным компьютером, но и смартфонами, планшетами, ноутбуками, все они имеют разные IP и иные идентификаторы. Что делать им в таких условиях? Это обстоятельство еще немного снижает эффективность «технической идентификации».
В-третьих, использовать разные IP с разных устройств сейчас может самый средний пользователь интернета. Т.е. в турнирах теоретически может участвовать один участник в качестве 2-3 и более игроков, а это нарушает принцип спортивности – «один игрок в одном турнире играет одним ником».
А это сводит «технической идентификации» к уровню неудовлетворительной эффективности для серьезных соревнований.
Вторая неприятность пришла оттуда, откуда пришло существенное ускорение игры – замена живых зар на разнообразные генераторы случайных чисел. Независимо от реальной картины того, насколько идентичны генерации броскам «живых» зар, недоверие и настоящий вал критики и недоверие еще никому не удалось остановить. Причем явление это повально массовое и непобедимое. Что самым радикальным образом снижает ценность результатов турниров, проводимых в интернете.
В этой статье не будет обсуждения «генератора» как такового. О нем написано на форумах самых разных сайтов столько, что в сумме уже превышает все остальные темы вместе взятые. Но один нюанс я отмечу. Он очень важен для общего смысла темы «нарды в 21 веке».
Я очень коротко, поэтому пропущу все то, что известно почти всем игрокам. Итак: предположу, что кто-то сумел очень популярно и доходчиво объяснить алгоритм работы «программного» или «железного» генератора, дал всю статистику, представил сертификат на генератор и даже, невероятное, – выложил для обозрения открытый код программы. Что со всем этим чудесным богатством должен делать простой игрок? Изучать глубже математику – теорию вероятностей и статистику? Научиться читать и анализировать программный код (хотя бы открытый)? А где гарантия, что все-все это имеет полную идентичность с той программой, которая работает на сайте или той, которая вчера работала? Или с той, которую загрузят завтра? Никакой!
Даже хэширования не устраняет подозрений, что кому-то ключ для расшифровки вышлют не после игры а до нее?
А значит недоверие было, есть и будет, что бы ни делали администраторы сайтов.
Третья неприятность связана с конкурентной борьбой между нардовыми сайтами. Борясь за свою аудиторию сайты игроков разобщают. Создавая условия для своих собственных турниров, они практически делают невозможным проведение масштабных соревнований – региональных, федеральных и международных. А эти турниры – самый мощный стимул к развитию нард.
Есть еще такой нюанс, что на каждом сайте не только свои регламенты турниров, свои рейтинги, но даже порой и правила разные.
Опять же, - попытки проведения «больших» турниров есть. И многие из них вполне успешны. Но успешны именно в своих «рамках». И дело именно в том, что потенциал этих «рамок» на порядки больше, но сегодня он недостижим из-за совместного воздействия вышеперечисленных негативных факторов.
Речь не идет о том, что эти проблемы неразрешимы. Многие сайте более или менее успешно решают возникающие проблемы.
Речь о том, что решаются проблемы за счет селекции игроков и усиления административных мер воздействия. Что больше загоняет проблему внутрь, а никак не лечит «болезнь» недоверия.
Все это отражается в первую очередь в том, что сильно сдерживает рост числа игроков, снижает эффект «популяризации» игры, самым неприятным образом понижает возможности «коммерческого» девелопмента нард. А в условиях отсутствия богатых спонсоров это серьезный недостаток.
В частности, из-за этого недостатка большинство нардовых сайтов работают по примитивной маркетинговой схеме – берут плату (так или иначе) за возможность играть в турнирах.
Может быть все таки упор сделать на очные турниры и забыть обо всех этих «сложностях»?
Может быть. Собственно так сейчас и происходит. Объединить «разведенные» на разные сайты он-лайн турниры не представляется возможным. И подавляющее большинство турниров проводит Федерация очно.
Очная игра напрочь снимает самый болевой вопрос нардовых сайтов – недоверие к генератору. Особенно после того, как стали применять механические устройства для бросков зар, полностью устранившие возможность «ручных манипуляций» зарами.
С идентификацией соперника тоже здесь все в порядке.
Огромную роль Федерации в вопросе устранения разрозненности турниров, популяризации нард, унификации правил игры и Регламентов турниров переоценить невозможно. Эта задача практически решена.
Казалось бы, - вот и решение всех трех «проблем» интернет-нард?
Но у очных турниров есть свои «беды».
Первая проблема – финансовая. Требуются площади и немалые. Своих пока, к сожалению, у Федерации нет. Кроме этого требуется оборудование (доски, зары, оргтехника и т.д.). Приходится искать решение в виде «организационных сборов». А это удорожает участие в турнирах игрокам. Которым, к тому же требуется где-то жить, что-то есть и все это во время «больших» турниров (Чемпионаты, Кубки России и регионов, выездные турниры) требуется делать в течение нескольких дней, а то и недели.
Возможно когда-то нарды найдут своего спонсора масштаба Лукойла или Газпрома и тогда не придется писать такие статьи. Но пока таких спонсоров не предвидится.
Вторая проблема – тайминг. Турнир длится долго и с этим ничего не поделаешь. В нардах добиться объективного результата можно лишь в длительном матче. Для примера - на чемпионате России 2013 игры продолжались с 10 утра до 2 часов ночи.
Это приводит к усталости игроков и приводит к снижению спортивного эффекта турнира. И вызывает справедливые нарекания игроков.
Третья серьезная проблема – формула турнира. Тут важно вот что. Невозможно вести широкомасштабную предварительную сетку игр из-за неподъемных финансовых и технических затруднений, усугубленных территориальным фактором. Поэтому на турнир приезжают по предварительной записи и спонтанно неопределенное число игроков. Заранее определить сколько не получается. Всегда у кого-то возникают обстоятельства и кто-то не приезжает, хотя планировал, а кто-то приезжает неожиданно, потому, что появилась возможность и т.д.
Я не буду углубляться в этот вопрос, он долго и тяжело обсуждался на форуме Федерации. Просто констатируем факт, что такая проблема существует и пока ее эффективного решения не видно.
Все это приводит к снижению числа участников турниров на порядки.
Хочу, чтобы меня все поняли верно: я не говорю, что все плохо, я говорю только следующее:
Из-за характерных особенностей он-лайн соревнований и очных турниров, ни те ни другие не могут обеспечить участие потенциально заинтересованных игроков и разница в числе участвующих и желающих участвовать в турнирах кратно десяткам, а то и сотням.
На чемпионат России приезжает около сотни участников, а могли (хотели) бы принять участие несколько десятков тысяч.
Ничьей вины в этом нет. Такова сейчас объективная картина развития нард в стране.
Где же искать выход?
Самое понятное и простое – найти серьезного спонсора. Или иной финансовый источник, какой - я даже примерно не представляю.
Но я предлагаю пойти и по другому пути - создать синтетический компромиссный очно-заочный вариант.
Речь пойдет об игре в режиме видео-звонка, как в скайпе. Для этого нужна сетевая версия игры, но с дополнительными опциями:
- Каждый игрок ведет игру на своем мониторе (экране, телевизоре, планшете, кому что больше нравится и что доступно программе). Программа следит за правилами игры, соблюдением Регламента, за счетом, за таймером и т.д. В т.ч. может вестись запись игры, как в видео-режиме, таки просто в архив партий с возможностью последующего просмотра и анализа.
- Броски зар производит не программа, а каждый игрок «из стаканчика» или через «мельницу». После броска полученное значение вводится в программу вручную. Если будет такое желание, то та же самая программа очень легко может «считать» значение выпавших на зарах цифр. Распознавание количества точек на поверхности зар не такая сложная вещь.
- По ходу игры сопернику должна быть видна доска, игрок и процесс броска зар.
В остальном все так же, как на большинстве нардовых сайтов.
Так можно играть и короткие и длинные игры, в т.ч. откладывать игры, доигрывая позже, в другой день, в другое время и т.д. Результаты фиксируются автоматически. Апелляции рассматриваются по видео-просмотру.
Этот вариант сохраняет почти те же параметры, что и в интернет-нардах, но решает проблему «генератора» и проблему «идентификации» соперника.
Турнир, организованный по такой технологии:
- не требует помещений, специального оборудования;
- не требует от игрока перемещений по стране, играть можно из дома или из интернет-кафе;
- позволяет организовать трансляцию игр для огромной аудитории и просмотр в записи для тех же зрителей;
- серьезно экономит затраты на турнир и организаторам и участникам;
- проводить турнир можно не выискивая по году длительные праздники или каникулы;
- длительность такого турнира может быть от нескольких дней до нескольких недель без серьезного ущерба для самого турнира, для его организаторов и для игроков.
Ко всему этому я добавлю маленькую деталь. Мое личное мнение, что для масштабных и значимых турниров стоит все-таки финальную часть проводить очно. Но делать это как самую верхушку айсберга: после многих и многих отборов и отсевов на финал должны приехать 4 финалиста. Или 6 или 8 – не столь важно, главное не очень много и все уже заранее известны, а под них конкретно уже подробно расписана сетка финала. По круговой или олимпийской системе. А может по смешанной. Не суть.
Совершенства в мире нет и оно недостижимо!
Соответственно не лишен недостатков и предложенный вариант. Тем более, что автор может в каких-то вопросах ошибаться, заблуждаться или вообще чего-то «недоглядеть» или чего-то не учесть. Надеюсь, что это выяснится в ходе обсуждения.
Или в ходе обсуждения выяснится, что предложение вполне работоспособно!
На что автор и надеется.
Для того, чтобы обсуждение или критика были более конструктивным, прилагаю таблицу сравнения вариантов игры, так, как я его субъективно оценил.
Вы можете переоценить эти оценки.
Всем Удачи!
С уважением, Ахундов Н.Ф.